понедельник, 13 февраля 2012 г.

Израиль готовится к войне

Иранские СМИ обсуждают создание в Израиле Командования глубинных операций. Об этом писал тут 
Естественно, что иранцы справедливо полагают, что создание этого командования направлено исключительно против Ирана и означает одно - Израиль готовится  активно к военной операции против Ирана.
Справка (по материалам Континент групп)

О задачах командования глубинными операциями можно получить какое-то представление уже из его названия. Согласно рекомендациям Айзенкота, занимавшегося их выработкой все последние месяцы, новый штаб будет возглавлять офицер в чине генерал-майора, а его штат составит 100 человек, что, по оценкам специалистов, не так уж много. Согласно открытой информации, новое командование займется разработкой и координацией операций, проводящихся в глубоком тылу противника (по всей видимости, начиная с нескольких десятков километров). Важно отметить, что речь идет об операциях, в которых участвуют разные рода войск. Например, для операций, проводимых силами одних лишь ВВС или, скажем, АМАНа, необходимости в новом штабе практически нет. 

Корни причин создания нового командования уходят в прошлое на десятки лет. Еще в 1973 году влияние подразделений специального назначения на ход войны было просто мизерным. В ходе боевых действий генштабу было не до них, и, несмотря на ряд успешных операций спецназа, извлечь максимум из их огромного потенциала не удалось. Нечто подобное повторилось в 1982 году, во время Первой ливанской войны. Самое известное спецподразделение ЦАХАЛа, "сайерет МАТКАЛ", под командованием Шая Авиталя фактически использовалось как обычная пехота. Да и во время Второй ливанской ни десятки проведенных специальных операций, ни срочное создание временного штаба во главе с нынешним командующим Южным округом Талем Руссо, занимавшимся их разработкой, не принесли сногсшибательного результата. Безусловно, они имели немалое значение, но по итогам войны в ЦАХАЛе был полный консенсус: колоссальный потенциал сил специального назначения снова реализован далеко не полностью. 

Самая крупномасштабная и памятная операция той войны стала тому подтверждением. В рейде на город Баальбек в Ливанской долине 2 августа 2006 года приняли участие почти целиком два из трех основных спецподразделений ЦАХАЛа, "сайерет МАТКАЛ", относящееся к АМАНу, и "шальдаг", входящее в ВВС. Непосредственно на месте операцией руководил полковник Ницан Алон, незадолго до того командовавший "сайерет МАТКАЛ". Уже сам факт, что два эти спецподразделения были чуть ли не целиком задействованы в операциях, вызвал немалые споры, ведь случись прокол — последствия могли бы оказаться катастрофическими. В итоге прокола не произошло, но и никаких серьезных результатов достигнуто не было. Местная больница, которая являлась центром активности "Хизбаллы", оказалась пустой, а добытая здесь информация — незначительной. В ходе вспыхнувших перестрелок бойцами на земле, а также прикрывающими их вертолетами, было уничтожено 19 боевиков. Однако разница между действиями спецназа и заявлениями министра обороны Амира Переца о том, что "эта операция изменит ход войны", была колоссальной. По большому счету, она лишь наделала немало шума — в прямом смысле этого слова. 

Кстати, во время операции, в разработке которой принимал участие и нынешний глава "Мосада" Тамир Пардо, "одолженный" в тот момент штабу Таля Руссо, проявились трения в высшем командовании. Несмотря на то, что группы спецназа действовали на земле, непосредственное руководство осуществлял командующий ВВС Элиэзер Шкеди. Поблизости в командном бункере находились министр обороны Амир Перец, начальник генштаба Дани Халуц, а также глава АМАНа Амос Ядлин. На каком-то этапе "активное присутствие" Ядлина вызвало недовольство Шкеди, и дело дошло до того, что Руссо, бывший в тот момент бригадным генералом, указал старшему по званию начальнику разведывательного управления (генерал-майору) на неуместность подобного рода вмешательства.

Наряду с нереализованным потенциалом сил спецназа во время войн, в последние годы становилось все более и более ясно, что значимость глубинных операций заметно выросла. Противостояние ХАМАСу и "Хизбалле", часто на весьма значительном удалении от израильских границ, а также необходимость, например, охотиться за ракетами дальнего радиуса действия в том же Ливане, являются лишь частью примеров, свидетельствующих о том, что заблаговременное планирование, а затем осуществление операций, способных нанести серьезнейший ущерб противнику, где бы он ни находился, как в мирное время, так и во время войны, является насущной необходимостью. 

К слову, тот, кто решил, что новое командование будет в первую очередь заниматься Ираном, ошибается, хотя можно предположить, что эта страна станет одним из приоритетных направлений. Штаб, в некотором смысле подобный новому, был создан еще в 1986 году, руководил им генерал Дорон Рубин. К несчастью, проведенная в 1988 году под его руководством операция по атаке штаба террористической организации Ахмеда Джибриля в Ливане оказалась не самой удачной. Несмотря на уничтожение примерно 30 боевиков, результат был хуже задуманного, а по ходу боя выявились серьезные недостатки в планировании операции. В итоге погиб командир батальона бригады "Голани" подполковник Амир Миталь, трое бойцов были ранены. Четверых солдат при этом в буквальном смысле забыли на местности, и они чудом, в самый последний момент, были эвакуированы двумя ударными (!) вертолетами "кобра". О драматичности ситуации говорит тот факт, что бойцы покинули место событий, повиснув на лыжах вертолетов, за которые они уцепились руками. В итоге Рубин ушел из тогдашнего "глубинного" штаба, а его полномочия были урезаны до уровня отдела. 

Естественно, планирование специальных операций велось генштабом и отдельными видами войск и в дальнейшем. Однако деятельность такого рода не является для них приоритетной, к тому же стала очевидной необходимость более тесной координации разных видов вооруженных сил и подразделений, а также создание определенной иерархии. Именно задачи такого рода и возложены на новый штаб. 

Тем не менее, спецподразделения ("шайетет-13" из ВМС, "сайерет МАТКАЛ" и "шальдаг") под его начало не перейдут. Вопросы вызывает и способность командования новой структуры осуществлять руководство тогда, когда роль ВМФ или ВВС в некой операции является доминирующей, а ведь таких сценариев будет немало. Нельзя забывать и об обычном эго, когда те же командующие ВВС, ВМФ или глава АМАНа попросту не захотят уступать пальму первенства. И ведь понятно, что во многих случаях у них будут на это веские основания, даже без связи с личными амбициями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий